Одной из серьезных и трудно преодолимых проблем современной медицины является нежелание пациентов следовать лечебным назначениям . Степень приверженности больного к лечению принято обозначать термином «комплаентность» (compliance – англ.), под которым чаще всего понимают согласие пациента руководствоваться рекомендациями врача. Напротив, некомплаентность (низкий комплайнс) определяют как любое отклонение больного от врачебных предписаний
Приверженность пациента к лечению может проявляться как в отношении приёма препаратов, так и в других врачебных назначениях, но чаще этот термин используется именно по отношению к фармацевтическим препаратам. В отношении других указаний врача чаще используется термин «приверженность к терапии» (англ. adherence to therapy), который означает «соблюдение указаний врача». Комплаентность определяется множеством факторов, среди которых:
- Удобство приёма препарата. Чем меньше приёмов в сутки и меньше комбинаций/сочетаний/прочих условий приёма, тем проще пациенту будет соблюдать приём препарата.
- Озабоченность собственным заболеванием. Если пациент не считает своё заболевания достойным внимания, реально существующим, излечимым и т. д., то и принимать лекарства по этому поводу он не будет.
- Контакт врача и пациента. Если врач не смог найти с пациентом «общий язык», то комплаентность снижается.
- Престиж лечения и медицины в обществе в целом и в глазах пациента в частности. Если пациент не уважает врача и медицинское сообщество, то низкий уровень доверия будет подрывать комплаентность.
- Вторичные выгоды от заболевания (например, получение денежных выплат, пособий, льгот по инвалидности) будут снижать комплаентность, даже если они не осознаны.
- Психические расстройства любого уровня: от невротических тревожно-депрессивных реакций на факт наличия заболевания, требующего лечения до психотических расстройств и умственной отсталости.
- Тяжесть побочных эффектов на фоне приема препарата, побуждающих пациента прекратить терапию. Особенное значение это имеет при лечении пациентов с ВИЧ-инфекцией комбинацией антиретровирусных препаратов (ВААРТ), а также при лечении онкологических больных.
Приверженность лечению зависит от ряда обстоятельств:
- пола и возраста (у мужчин старше 65 лет и моложе 35 лет приверженность лечению ниже);
- характерологических особенностей пациента, уровня его образования (отрицание заболевания, плохая память, «нетерпеливость», невысокие волевые качества, низкий уровень образования и интеллекта и др.);
- особенностей течения заболевания (рефрактерность к лечению);
- правильного выбора препарата: с достаточно быстрой эффективностью (пациент не удовлетворен затянувшимся ожиданием антигипертензивного эффекта) и хорошей переносимостью;
- схемы лечения, в частности количества назначенных препаратов, частоты их приема в течение суток (сложная схема приема лекарств затруднительна для работающего пациента; полипрагмазия ухудшает приверженность);
- наличия в аптеках препаратов, назначенных врачом.
В связи с имеющимися прогнозами становится все очевиднее, что даже передовые достижения современной медицины в лечении различных заболеваний не будут реализованы на практике, если не повышать приверженность пациентов лечению, не внедрять современные методологические подходы.
В целом методы повышения приверженности к лечению можно объединить в 4 большие группы:
1) обучение пациентов;
2) улучшение схемы дозирования медикаментов;
3) улучшение взаимодействия между врачами и пациентами;
4) системное ведение пациента, включающее не только терапию основного заболевания, но и коррекцию сопутствующих состояний, в том числе улучшение когнитивных функций и повышение качества жизни.
В клинической практике врач зачастую берет на себя ответственность не только при выборе оптимального лечения, но и в оценке эффективности данного лечения для пациента.
Однако оценка показателей качества жизни (КЖ) по мнению врача и пациента может в этом случае различаться. Так, был проведен анализ влияния постоянной антигипертензивной терапии на качество жизни пациентов с гипертонической болезнью [17]. В исследовании участвовали 75 больных, их лечащие врачи и родственники пациентов. Все они заполняли опросники по КЖ. Результаты исследования показали, что, помимо оптимизации лечения, необходимо постоянное взаимодействие между врачами и пациентами (особенно в период обучения пациентов), желательно с привлечением родственников последних.
Обучение пациентов предполагает информирование их о нормальных показателях АД, разъяснение опасности повышенного АД и необходимости длительной терапии заболевания как медикаметозными, так и немедикаментозными методами, а также вовлечение в образовательные программы по овладению навыками самоконтроля за уровнем АД, частотой сердечных сокращений (ЧСС), массой тела, окружностью талии, ведением пищевых дневников и т.д.
К сожалению, врачами часто игнорируется высокая вероятность превратного понимания больным получаемых инструкций. Для большинства пациентов медицинские термины, названия медикаментов звучат как чужеродные, непонятные слова; более того, не все больные адекватно воспринимают устные инструкции. У пожилых людей нередки органические поражения головного мозга, что существенно снижает эффективность их обучения и требует дополнительных вмешательств.